Как работает наш мозг и как улучшить его работу.

Как работает наш мозг и как улучшить его работу.

Интеллект – это способность адаптации средств к цели.  А. Бине

Как же работает наш мозг не с точки зрения физиологии, а психологии мыслительных процессов? Достаточно много написано про то, за что отвечает правое и левое полушарие мозга, много советов и рекомендаций для стимулирования мышления, вроде таких: “Каждый раз добирайтесь до работы разными маршрутами”, “Смените рабочую руку: если вы правша – используйте левую руку,  и наоборот ”, “Решайте кроссворды, играйте в логические игры, шахматы, например ” и т.д. Правда, зачем все это делать не объясняется, кажется понятным как само собой разумеющееся. Зная, как человек  думает, появляется возможность  понять, какие существуют ресурсы стимулирования мышления на каждом этапе работы мозга.

С чего начинается мыслительная деятельность? Чтобы думать, у нас должно быть “о чем думать”, т.е. информация.  Мышление – это, по сути, оперирование имеющейся информацией. Как поступает к нам эта информация?1

1. Первоначально человек воспринимает все то, что он знает на уровне органов чувств – т.е. вся информация на этом этапе является сенсорной, это то, что мы видим, слышим, ощущаем

. Эта информация поступает в память, которую можно смело считать “совокупностью информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”

. Чем выше  концентрация внимания на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступает в память.  Как правило, внимательность возрастает, когда нам что-то интересно – например, все новое. Именно поэтому рекомендуют ходить на работу, в магазин новой, незнакомой дорогой. В противном случае велик риск жить на автомате, когда мозг уходит в спячку или работает только на свои 5%.

Сенсорный  тип информации сохраняется в памяти очень непродолжительное время, потому что такой информации поступает очень много, и мозгу как-то надо отделять более приоритетную от менее важной. Для того чтобы сенсорная информация перешла в долговременную память необходимо:1

2. Чтобы различные свойства объектов сложились  в общую картину, образ. Например, кошка – это небольшое, мяукающее, пушистое домашнее животное. Таким образом, формируются понятия, абстрактные образы, которыми в дальнейшем оперирует человеческий мозг. Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам,  множество   различных чувственно  воспринимаемых  вещей. Ф. Энгельс

Именно поэтому для запоминания услышанного номера  телефона или имени нового знакомого, необходимо аудиальную и визуальную информацию представить образно – как-то связать с внешностью человека, обстоятельствами встречи и т.д..

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Как только сформировались понятия, их можно начать делить на средства и цели – очень существенный момент в улучшении мыслительной деятельности. Причем в зависимости от ситуации разные понятия могут быть либо средствами, либо целью.

3. Далее понятию, образу придается личностный смысл: для  любителя кошек – это источник положительных эмоций, для человека, у которого аллергия на них – скорее наоборот.

4. Имея в запасе определенные понятия и наделяя их личностным смыслом, человек начинает строить  логические мыслительные операции.

Логическим или абстрактным мыслительным операциям, которые естественным образом происходят у взрослого человека в мозгу, предшествуют конкретные операции – это когда дети собирают–разбирают игрушки, и не только игрушки:), всячески манипулируют конкретными предметами.

Сначала нужно проделать эти операции на практике и только потом можно переходить к “теории”, иначе как мы убедимся, что так оно и есть?.. С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение вглубь проблемы-цели, изучаются свойства объектов (не обязательно находящихся перед глазами), составляющих эту проблему (не обязательно находящуюся перед глазами), и находится решение задачи (в первую очередь в уме и только затем реализуется на практике).

5. Суждение отражает связи между предметами и явления, утверждает что-либо или отрицает это.

Чем больше связей установлено между различными объектами, тем больше вероятность, что из множества имеющихся найдется правильное решение задачи. Именно поэтому во время мозгового штурма рекомендуют выдвигать пусть фантастические, невозможные способы решения проблемы, вроде “Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете, И бесплатно покажет кино”.

5.1 Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается довольно часто. Если кто-то говорит: «Я эгоист», — вы можете спросить: «Кто это сказал?»  Если он ответит: «Я» или какая-то авторитетная личность, то вы можете выразить сомнение: «Пользуясь какой меркой, вы (он) решил(и), что вы эгоист?»

5.2  Суждения включают в себя анализ, который означает расчленение (разбивание) объекта на составляющие его части или свойства.

А также синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных свойств или понятий в целое или комплект.  Синтез неотделим от анализа и  они, как правило, осуществляются одновременно.

6. На основе нескольких суждений делается определенный вывод – умозаключение. Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром, видит на улице лужи и приходит к выводу, что ночью был сильный дождь.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии

. 6.1 Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах человек делает общий вывод. Например, учитель, просматривая годовые оценки знаний каждого ученика, не увидел ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает.

6.2 Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному.  Например: в классе 9б все ученики успевают. Сидоров учится во 9б классе, следовательно, он — успевающий ученик. Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую закономерность.

Подводные камни обобщения: существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Например, судить о всех представителях какой-то национальности, опираясь на качества единичных лиц. Чрезмерно «увлекшись» обобщением, человек будет видеть и слышать лишь то, что ожидает увидеть и услышать.

6.3 Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,— планета, окружен атмосферой, имеет несколько времен года и времени суток и т. д.  На основе умозаключений по аналогии создаются гипотезы.

С точки зрения формальной логики структура умозаключения  выглядит примерно так:

-Все жидкости – упруги.

-Ртуть – жидкость.

-Ртуть – упруга.  (вывод) Но(!) умозаключение умозаключению рознь:

-Все гусеницы едят салат.

-Я  ем салат.

-Я – гусеница:)

Таким образом, приспособление средств к цели, адаптация человека к окружающей среде осуществляется двумя способами:

1) Ассимиляция , при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующей структуре информации. 2) Аккомодация (термин Ж.Пиаже), при которой, напротив, прежние знания  трансформируются, переделываются с целью их приспособления к новой ситуации.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1.Мотивация (желание решить задачу).

2.Анализ проблемы (выделение «что дано», «к чему требуется прийти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3.Поиск решения: с помощью известных алгоритмов, на основе комбинации звеньев из различных алгоритмов, эмпирического метода проб и ошибок, с помощью логических мыслительных операций (см. выше) и пр.

4.Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5.Реализация решения на практике.

6.Проверка найденного решения.

7.Коррекция (в случае необходимости возврат к пункту № 2).

Резюмируя, ресурсы для улучшения работы мозга, учитывая этапы мыслительного процесса, будут:

-Внимательность при усвоении сенсорной информации.

-Грамотное формирование понятий с учетом их свойств, построение классификаций (хотя бы в уме; пример классификации см. выше).

-Понимание причины возникновения личностного смысла того или иного понятия.

-Расширение  связей между понятиями, пусть на первый взгляд даже не связанными.

-Критичное отношение к суждениям.

-Проверка правильности умозаключений-выводов.

-Пошаговое решение проблемы, в случае необходимости (см. структура мыслительных процессов)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного  — например, “эврика” Архимеда и таблица Менделеева относятся к результатам второго типа  мышления

 

ПОХОЖЕЕ

15 советов нынешнему поколению от предыдущего
3 простых шага к достижению целей
Как стать богатым без особых усилий
Советы для повышения эффективности обучения
Как привнести в свою жизнь положительные изменения?
Как успокоить нервы и перестать беспокоиться о будущем?
Как рождаются мировые рекорды в спорте
Психология богатства и бедности. Сколько денег нужно для счастья
30 вещей, с которых начинаются перемены к лучшему
Как неудачи помогают в достижении успеха: советы миллиардеров
Главное качество успешных людей
Имейте смелость начать новую жизнь
Почему трудолюбивым сложно добиться успеха
Психология очередности (порядка) рождения: старший, средний, младший, единственный.
Рецепт душевного равновесия от философа-стоика
Как справиться со страхом совершить ошибку
Правильный подход к жизненным переменам
Вы забыли жить так как хотите.
5 препятствий на пути к цели, которые выдумывает наш мозг
Практика управления командой проекта
3 научных подтверждения удивительных возможностей нашего мозга
Из совы в жаворонка: как утренние тренировки меняют жизнь
Секретный ингредиент необычайной психологической стойкости
Почему мы привязываемся к тому, что создаём
5 самых распространённых ошибок, которые люди совершают в жизни
Аффирмации – что это и с чем едят?
5 ситуаций, когда за собой стоит сжечь все мосты
НЛП: как с его помощью стать уверенным в себе?
20 вещей, от которых нужно успеть избавиться до Нового года
Вносим в жизнь новизну
Как надо правильно учиться?
Почему повседневные привычки важнее постановки целей
Как погружение в мечты разрушает вашу мотивацию и как это остановить
Вовлеченность в работу — насколько это важно
Почему дисциплина лучше мотивации
3 страха, которые мешают вам стать успешным
Общие секреты тех, кто не верит в удачу
Как привлечь в дом благополучие?
4 принципа самоменеджмента, которые помогают достигать поставленных целей
10 мантр, которые сделают вашу жизнь лучше
10 вещей, которые навсегда изменят вашу жизнь
Простые картинки, которые помогут выработать нужные привычки
3 принципа долгосрочного мышления, которые помогут спланировать будущее
Почему большинство людей никогда не добьётся успеха
10 бесценных советов для достижения финансового успеха
Почему победы во всём не гарантируют успех
7 советов как увеличить самомотивацию и добиться успеха
То, что вас окружает, важнее вашей мотивации
Мотивация на успех.
9 простых советов как добиться успеха в жизни.
Преимущества и проблемы дауншифтеров
Антипланирование. Как ничего не успевать и ничего не добиваться в жизни?
Пора весеннего обновления
Почему стоит делать то, что кажется невыполнимым
Философия Ленивого Гуру: как достигать желаемого без усилий
22 простых способа справляться с делами быстрее
Чего вам не хватает для повышения мотивации
Наслаждайтесь каждой минутой своей жизни
Почему не работает позитивное мышление?
Как стать целеустремленным
Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
Как заставить себя действовать
4 оправдания, которые мешают вам стать успешным и богатым
Как бороться с ленью?
5 уроков, которым можно научиться у природы
10 причин, почему у вас ничего не получается
Феномен счастья
Как научиться жить решительно
Простые правила личностного успеха
Как побороть страх перед неудачами
5 основных препятствий на пути к успеху
8 действий, которые нужно выполнить до 8 утра
Психологические трудности переезда
Шаги навстречу счастью
10 шагов, ведущих к благосостоянию
Чему стоит научиться, чтобы добиться успеха в карьере
Простые правила личностного успеха 2

Comments are closed.