Как работает наш мозг и как улучшить его работу.

Как работает наш мозг и как улучшить его работу.

Интеллект – это способность адаптации средств к цели.  А. Бине

Как же работает наш мозг не с точки зрения физиологии, а психологии мыслительных процессов? Достаточно много написано про то, за что отвечает правое и левое полушарие мозга, много советов и рекомендаций для стимулирования мышления, вроде таких: “Каждый раз добирайтесь до работы разными маршрутами”, “Смените рабочую руку: если вы правша – используйте левую руку,  и наоборот ”, “Решайте кроссворды, играйте в логические игры, шахматы, например ” и т.д. Правда, зачем все это делать не объясняется, кажется понятным как само собой разумеющееся. Зная, как человек  думает, появляется возможность  понять, какие существуют ресурсы стимулирования мышления на каждом этапе работы мозга.

С чего начинается мыслительная деятельность? Чтобы думать, у нас должно быть “о чем думать”, т.е. информация.  Мышление – это, по сути, оперирование имеющейся информацией. Как поступает к нам эта информация?1

1. Первоначально человек воспринимает все то, что он знает на уровне органов чувств – т.е. вся информация на этом этапе является сенсорной, это то, что мы видим, слышим, ощущаем

. Эта информация поступает в память, которую можно смело считать “совокупностью информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”

. Чем выше  концентрация внимания на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступает в память.  Как правило, внимательность возрастает, когда нам что-то интересно – например, все новое. Именно поэтому рекомендуют ходить на работу, в магазин новой, незнакомой дорогой. В противном случае велик риск жить на автомате, когда мозг уходит в спячку или работает только на свои 5%.

Сенсорный  тип информации сохраняется в памяти очень непродолжительное время, потому что такой информации поступает очень много, и мозгу как-то надо отделять более приоритетную от менее важной. Для того чтобы сенсорная информация перешла в долговременную память необходимо:1

2. Чтобы различные свойства объектов сложились  в общую картину, образ. Например, кошка – это небольшое, мяукающее, пушистое домашнее животное. Таким образом, формируются понятия, абстрактные образы, которыми в дальнейшем оперирует человеческий мозг. Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам,  множество   различных чувственно  воспринимаемых  вещей. Ф. Энгельс

Именно поэтому для запоминания услышанного номера  телефона или имени нового знакомого, необходимо аудиальную и визуальную информацию представить образно – как-то связать с внешностью человека, обстоятельствами встречи и т.д..

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Как только сформировались понятия, их можно начать делить на средства и цели – очень существенный момент в улучшении мыслительной деятельности. Причем в зависимости от ситуации разные понятия могут быть либо средствами, либо целью.

3. Далее понятию, образу придается личностный смысл: для  любителя кошек – это источник положительных эмоций, для человека, у которого аллергия на них – скорее наоборот.

4. Имея в запасе определенные понятия и наделяя их личностным смыслом, человек начинает строить  логические мыслительные операции.

Логическим или абстрактным мыслительным операциям, которые естественным образом происходят у взрослого человека в мозгу, предшествуют конкретные операции – это когда дети собирают–разбирают игрушки, и не только игрушки:), всячески манипулируют конкретными предметами.

Сначала нужно проделать эти операции на практике и только потом можно переходить к “теории”, иначе как мы убедимся, что так оно и есть?.. С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение вглубь проблемы-цели, изучаются свойства объектов (не обязательно находящихся перед глазами), составляющих эту проблему (не обязательно находящуюся перед глазами), и находится решение задачи (в первую очередь в уме и только затем реализуется на практике).

5. Суждение отражает связи между предметами и явления, утверждает что-либо или отрицает это.

Чем больше связей установлено между различными объектами, тем больше вероятность, что из множества имеющихся найдется правильное решение задачи. Именно поэтому во время мозгового штурма рекомендуют выдвигать пусть фантастические, невозможные способы решения проблемы, вроде “Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете, И бесплатно покажет кино”.

5.1 Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается довольно часто. Если кто-то говорит: «Я эгоист», — вы можете спросить: «Кто это сказал?»  Если он ответит: «Я» или какая-то авторитетная личность, то вы можете выразить сомнение: «Пользуясь какой меркой, вы (он) решил(и), что вы эгоист?»

5.2  Суждения включают в себя анализ, который означает расчленение (разбивание) объекта на составляющие его части или свойства.

А также синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных свойств или понятий в целое или комплект.  Синтез неотделим от анализа и  они, как правило, осуществляются одновременно.

6. На основе нескольких суждений делается определенный вывод – умозаключение. Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром, видит на улице лужи и приходит к выводу, что ночью был сильный дождь.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии

. 6.1 Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах человек делает общий вывод. Например, учитель, просматривая годовые оценки знаний каждого ученика, не увидел ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает.

6.2 Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному.  Например: в классе 9б все ученики успевают. Сидоров учится во 9б классе, следовательно, он — успевающий ученик. Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую закономерность.

Подводные камни обобщения: существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Например, судить о всех представителях какой-то национальности, опираясь на качества единичных лиц. Чрезмерно «увлекшись» обобщением, человек будет видеть и слышать лишь то, что ожидает увидеть и услышать.

6.3 Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,— планета, окружен атмосферой, имеет несколько времен года и времени суток и т. д.  На основе умозаключений по аналогии создаются гипотезы.

С точки зрения формальной логики структура умозаключения  выглядит примерно так:

-Все жидкости – упруги.

-Ртуть – жидкость.

-Ртуть – упруга.  (вывод) Но(!) умозаключение умозаключению рознь:

-Все гусеницы едят салат.

-Я  ем салат.

-Я – гусеница:)

Таким образом, приспособление средств к цели, адаптация человека к окружающей среде осуществляется двумя способами:

1) Ассимиляция , при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующей структуре информации. 2) Аккомодация (термин Ж.Пиаже), при которой, напротив, прежние знания  трансформируются, переделываются с целью их приспособления к новой ситуации.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1.Мотивация (желание решить задачу).

2.Анализ проблемы (выделение «что дано», «к чему требуется прийти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3.Поиск решения: с помощью известных алгоритмов, на основе комбинации звеньев из различных алгоритмов, эмпирического метода проб и ошибок, с помощью логических мыслительных операций (см. выше) и пр.

4.Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5.Реализация решения на практике.

6.Проверка найденного решения.

7.Коррекция (в случае необходимости возврат к пункту № 2).

Резюмируя, ресурсы для улучшения работы мозга, учитывая этапы мыслительного процесса, будут:

-Внимательность при усвоении сенсорной информации.

-Грамотное формирование понятий с учетом их свойств, построение классификаций (хотя бы в уме; пример классификации см. выше).

-Понимание причины возникновения личностного смысла того или иного понятия.

-Расширение  связей между понятиями, пусть на первый взгляд даже не связанными.

-Критичное отношение к суждениям.

-Проверка правильности умозаключений-выводов.

-Пошаговое решение проблемы, в случае необходимости (см. структура мыслительных процессов)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного  — например, “эврика” Архимеда и таблица Менделеева относятся к результатам второго типа  мышления

 

ПОХОЖЕЕ

Как успокоить нервы и перестать беспокоиться о будущем?
7 шагов для обретения уверенности в себе
Почему большинство людей никогда не добьётся успеха
Найти правильное решение в трудной ситуации.
Теория автовокзала Хельсинки: проверенный путь к признанию в любом деле
Создание и реализация личного финансового плана
Где взять силы, откуда ждать помощи Ресурсы человека и личностный потенциал.
Работа над собой. Зачем это нужно и с чего начать?
Как бег, плавание и велосипедный спорт помогают стать увереннее в себе
Как на самом деле нужно заботиться о себе
Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
3 научных подтверждения удивительных возможностей нашего мозга
Феномен счастья
Практика управления командой проекта
Пора весеннего обновления
Самый мощный мотиватор
3 страха, которые мешают вам стать успешным
Легкий способ поднятия самооценки.
10 тезисов о жизни. Размышления накануне Нового года
Меняем жизнь за 7 дней
Простая техника, которая сделает вас смелее
Изучение иностранного языка с помощью фильмов
Как преодолеть собственные страхи: 7 вопросов к самому себе
Как вырваться из рамок заурядного мышления
Жизнь превращается в хаос? Как вернуть её в норму?
Лучшая мотивирующая фраза длиной всего в 3 слова
5 уроков, которым можно научиться у природы
Иллюзия стабильности
Хватит зарплату и премию называть мотивацией
5 вещей, которые убивают нашу уверенность в себе
Как найти дело всей жизни
Почему денежные поощрения не всегда повышают мотивацию работников
Что мешает тебе быть удачливым?
Как справиться со страхом совершить ошибку
7 рецептов успеха, которые нужно забыть как можно скорее
5 приёмов, которые помогут вам всегда заканчивать начатое
Что происходит с мозгом, когда мы терпим неудачи, и как обратить это в свою пользу
Нефинансовые способы мотивации сотрудников
10 инструментов для достижения целей
Важно то, на что вы можете повлиять
10 бесценных советов для достижения финансового успеха
100 способов прожить жизнь напрасно
Как чувство вины убивает мотивацию
3 шага к тому, чтобы перестать винить окружающих
Самосовершенствование: как стать лучше
Как усовершенствовать себя и стать лучше? 7 советов
5 самых распространённых ошибок, которые люди совершают в жизни
20 вещей, от которых нужно успеть избавиться до Нового года
10 мантр, которые сделают вашу жизнь лучше
Семь правил успеха
Как справиться с приступами неуверенности: 7 действенных способов
Почему трудолюбивым сложно добиться успеха
Рецепт успеха: какой должна быть мотивирующая цель
5 способов стать лучшей версией себя
Как стать лучшим в своём деле
Как остановить саморазрушение и подружиться с собой
Хочу стать миллионером
5 препятствий на пути к цели, которые выдумывает наш мозг
Эксперимент для отпетых прокрастинаторов
Характерные особенности, свойства личности счастливого человека.
Как организовать свой день
Несложный механизм, который поможет вам кардинально изменить жизнь
Фундамент прогресса
Как правильно распланировать 2018 год
Как не брать кредит?
4 великих мотиватора богатых людей
Смысл счастья
Почему дисциплина лучше мотивации
Как легко потерять свой смысл жизни?
Правила планирования собственной жизни
Уроки осознанности от спецназовца
29 профессиональных советов для двадцатилетних от самых успешных людей
Не задался день? Исправим!
Правило 5 часов поможет развить ваши способности
Как начать развиваться?
Почему повседневные привычки важнее постановки целей
Почему победы во всём не гарантируют успех

Comments are closed.