Мотивация личности

Мотивация личности

В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.

Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные.

 «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).

Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.

«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.

По мнению В. И. Ковалева процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом. Возникновение потребности – осознание потребности – встреча потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив – осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие – менее значимое положение.

А. Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность. Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешними условиями) с установками личности (внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.

Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.

1 стадия – это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.

Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.

Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

2 стадия – это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадаете незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией он вынужден заняться поиском реального объекта во внешней среде («что подвернется, то и съем»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии – в определении субъективной вероятности достижения успеха.

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура – это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности потребностью достижения или избегания неудачи.

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.

Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое – мотивация – это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры – сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие – множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности безопасности, потребности и любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации.

Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.

Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.

Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.

 

ПОХОЖЕЕ

9 демотиваторов, которые обязательно усложнят вашу жизнь
Не задался день? Исправим!
Психологические трудности переезда
Фундамент прогресса
5 способов стать лучшей версией себя
Смысл счастья
Как побороть страх неизвестности и быстро достигать поставленных целей
ЕСЛИ СТАЛО СКУЧНО ЖИТЬ...
Эксперимент для отпетых прокрастинаторов
Как перестать ныть и начать действовать
Как заменить плохие привычки хорошими
3 фразы, которые вредят вашему счастью и успеху
3 простых шага к достижению целей
Как улучшить собственное благосостояние
От чего нужно отказаться на пути к успеху
Главное качество успешных людей
Как вернуть себе мотивацию?
Преимущества и проблемы дауншифтеров
10 мантр, которые сделают вашу жизнь лучше
5 упражнений, которые помогут реализовать себя в зрелом возрасте
9 правил успешного общения
Как стать лучше за 1 неделю?
30 шагов на пути к цели, после которых вас будет уже не остановить
Секретный ингредиент необычайной психологической стойкости
Почему экономить вредно, а тратить полезно
Практика управления командой проекта
Как на самом деле нужно заботиться о себе
19 мудрых истин, которые научат побеждать
Как не дать страху успеха помешать вам добиться своих целей
Как превратить препятствия в возможности
Как мозг мешает вам раскрыть свой потенциал
Как привнести в свою жизнь положительные изменения?
Простой способ изменить жизнь к лучшему
112 мудрых законов. Законы Вселенной.
Почему смартфоны так же вредны, как сигареты
10 причин, почему ты никогда не будешь богат
Формирование полезных привычек: 3 простых шага
Почему люди не ставят себе целей
7 секретов мудрой женщины
7 советов для тех, кто хочет всегда достигать целей
7 причин снижения личной эффективности
Иллюзия стабильности
Почему позитивное мышление мешает достигать целей
Меняем жизнь за 7 дней
Почему денежные поощрения не всегда повышают мотивацию работников
5 приёмов, которые помогут вам всегда заканчивать начатое
4 принципа самоменеджмента, которые помогают достигать поставленных целей
30 вещей, с которых начинаются перемены к лучшему
Как бег, плавание и велосипедный спорт помогают стать увереннее в себе
Как стать источником радости и счастья для окружающих
Правила планирования собственной жизни
Мотивация на успех.
Закон равных усилий: как добиться своих целей и не чувствовать усталости
10 шагов, ведущих к благосостоянию
Как научиться жить решительно
Как начать развиваться?
4 великих мотиватора богатых людей
12 способов изменить жизнь для тех, у кого совершенно нет сил
Почему дисциплина лучше мотивации
«Ваши страхи и тревоги — это ваш маяк»: мудрый совет от Лео Бабауты
3 научных подтверждения удивительных возможностей нашего мозга
Экстремальный способ приобрести привычки или избавиться от них
10 инструментов для достижения целей
Почему любознательность важнее эрудиции
Роль мотивации к жизни в достижении поставленных целей
20 вещей, от которых нужно успеть избавиться до Нового года
5 способов мгновенно стать более уверенным
Правильный подход к жизненным переменам
Если настали трудные времена
Как не попасть в ловушку личностного развития?
Простой способ завести полезные привычки
Вовлеченность в работу — насколько это важно
Теория автовокзала Хельсинки: проверенный путь к признанию в любом деле
Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
9 способов побороть хандру
Как стать сильной личностью
Книжная прокрастинация, или Почему книги не меняют нашу жизнь

Comments are closed.